Старая мельница

Все улицы / Терешкина ←
Западная сторона мельничного комплекса, 2016 год.
Фотография Александра Масенко
Первая мельница на станции Колышлей была построена Николаем Казем-Беком в 1903-м году. Спустя шесть лет, в справочной книге «Мукомольное дело в России», она упомянута как единственная в поселке. 

Казем-Беки — старинный азербайджанский (персидский?), а затем и российский дворянский род, некоторые его представители проживали на территории Пензенской губернии до 1917 года: 
«Казембек был среднего роста, хорошего сложения, приятного облика, в лице — что-то отдаленно-восточное. Поздоровавшись, я спросил его, не родственник ли он пензенским Казембекам (со мной учились в гимназии два брата Казембека, сыновья прокурора). А.Л. сказал, что это его двоюродные братья, а сам он — казанский.» 
Из книги Романа Гуля «Я унес Россию. Апология русской эмиграции. Том 2»

Северная сторона мельничного комплекса, апрель 2009 года
В обзорном труде 1913 года «Рязанско-Уральская железная дорога и её район» сообщается сразу о двух паровых мельницах, существовавших на тот момент в Колышлее: братьев Федяевых и Степана Живова. Какая из них сохранилась до наших дней и стоит возле центрального пруда сказать сложно. Как и неясно куда подевался вышеназванный Казем-Бек, вполне возможно, что он продал свою мельницу кому-то из двух. 

Старая паровая мельница с западной стороны, июнь 2009 года
Косвенно, нового владельца первой колышлейской мельницы достаточно определить по фрагменту из книги «Промышленная Россия. 1923-1924 гг.», где описаны те же два здания, но уже в государственной собственности:
В колонке слева слово «Колышлей» написано с ошибкой.
Сравнив количество «лошадиных сил» двух мельниц с мощностью мельницы Казем-Бека, можно сказать, что здание 1903 года перешло во владение братьев Федяевых. А так как мельница Живова не действовала уже в то время, то, вероятно, его помещение не сохранилось и до настоящего времени. 
Вид на старую мельницу со стороны улицы Терешкина, июль 2009 года
Казалось бы, теперь история сложилась: мельница у пруда была построена в 1903 году, после 1909 года куплена братьями Федяевыми, а со сменой власти в 1917 году была национализирована. Но доказательную базу портит один факт: в год постройки мельницы Николай Казем-Бек подвел к ней собственную железнодорожную ветку длиной в 134 саженей, что примерно равно 285 метрам.
«Статистический сборник Министерства путей сообщения», 1911 год
Итак, либо эти пути были позже разобраны, либо мельница Казем-Бека находилась в другом месте. В пользу первой версии говорит сам размер сооружения на улице Терешкина: если бы оно являлось мельницей Живова (70 л.с.), то здание Казем-Бека/Федяевых (105 л.с.) было бы, как минимум, в полтора раза больше и оставило бы о себе след в наше время. 

Литература: 
- Александр Казем-Бек, старший продолжатель рода в Российской империи