Иллюстрация из альманаха-справочника «Весь Саратов», 1925 год |
Зернохранилища в Колышлее начинают строится спустя год, после возникновения станции (см. документ «Положение о постройке зернохранилищ» 1897г.)
Россия. Полное географическое описание нашего отечества, том 6, стр.487. Посмотреть оригинал |
См. перечень «Элеваторы государственного банка», 1914г.
Строительство нового колышлейского элеватора было закончено в 1914 году. Это здание сохранилось в поселке до настоящего времени.
Элеватор постройки 1914 года. Вид с Южного моста, апрель 2009 года |
Элеватор постройки 1914 года. Вид с улицы Южной, апрель 2009 года |
Элеватор постройки 1914 года. Вид с Южного моста, лето 2011 года Автор снимка: Андрей Кольчугин |
Вот что пишет Елена Чернявская в своей статье «Пензенский модерн»⎆:
«С 1910-х годов сеть элеваторов перешла во владение Государственного банка, с деятельностью которого связан второй этап строительства. В результате этого этапа к 1918 году в России было построено 47 новых элеваторов. Шесть из них — на железнодорожных станциях Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской железных дорог в пределах Пензенской области: в Пензе, Башмакове, Колышлее, Тамале, Бекове, Сердобске.
Эти однотипные сооружения (одно или двукрылые) были более вместительными и отличались более высокими эстетическими качествами. В их облике господствует модерн, который проявляет себя в контрастном по форме и материалу сочетании объёмов зернохранилищ (дерево, металл) и рабочей башни (бетонные блоки), эффектном завершении зернохранилищ крышами с изломом, изящных деталях в завершении рабочей башни в виде волнообразных аттиков с надписями и столбиков с шишечками. Наиболее нарядны рабочие башни элеваторов в Тамале и Колышлее, где художественно обработаны не один, а два фасада»
Элеватор постройки 1914 года в наши дни. Фотография Насти Богдановой |