Элеватор 1914 года

Все улицы / Маяковского ←
Иллюстрация из альманаха-справочника «Весь Саратов», 1925 год

Зернохранилища в Колышлее начинают строится спустя год, после возникновения станции (см. документ «Положение о постройке зернохранилищ» 1897г.)

Первое упоминание о действующем в посёлке элеваторе встречается на рекламной странице издания «Путеводитель по р. Волге» за 1900 год. Чуть позже его описание появляется в шестом томе дорожной книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 1901 год:
«…железнодорожная линия на 82-й версте от Ртищева подходит к станции Колышлей, с которой отправляется разных товаров, главным образом хлеба, около 1 миллиона пудов. На станции имеется элеватор с керосиновым двигателем, вместимостью в 100 тысяч пудов»
Россия. Полное географическое описание нашего отечества, том 6, стр.487.
Посмотреть оригинал
Летом 1911 года на элеваторе происходит сильный пожар, уничтоживший само сооружение и обслуживающие его здания (см. статью «Пожар элеватора»). На следующий 1912 год управление Государственного банка принимает решение о постройке зернохранилищ при железнодорожных станциях Саратовской, Самарской, Пензенской и Тамбовской губерний. 
См. перечень «Элеваторы государственного банка», 1914г.

Строительство нового колышлейского элеватора было закончено в 1914 году. Это здание сохранилось в поселке до настоящего времени.
Элеватор постройки 1914 года. Вид с Южного моста, апрель 2009 года
Элеватор постройки 1914 года. Вид с улицы Южной, апрель 2009 года
Элеватор постройки 1914 года. Вид с Южного моста, лето 2011 года
Автор снимка: Андрей Кольчугин
Вот что пишет Елена Чернявская в своей статье «Пензенский модерн»⎆:
«С 1910-х годов сеть элеваторов перешла во владение Государственного банка, с деятельностью которого связан второй этап строительства. В результате этого этапа к 1918 году в России было построено 47 новых элеваторов. Шесть из них — на железнодорожных станциях Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской железных дорог в пределах Пензенской области: в Пензе, Башмакове, Колышлее, Тамале, Бекове, Сердобске.
Эти однотипные сооружения (одно или двукры­лые) были более вместительными и отличались бо­лее высокими эстетическими качествами. В их облике господствует модерн, который проявляет себя в контрастном по форме и материалу соче­тании объёмов зернохранилищ (дерево, металл) и рабочей башни (бетонные блоки), эффектном за­вершении зернохранилищ крышами с изломом, изящных деталях в завершении рабочей башни в виде волнообразных аттиков с надписями и столбиков с шишечками. Наиболее нарядны рабочие башни элеваторов в Тамале и Колышлее, где художественно обработаны не один, а два фасада»
Журнал «Земство», 1994 год 
Элеватор постройки 1914 года в наши дни. Фотография Насти Богдановой

Элеватор постройки 1914 года в наши дни. Фотография Насти Богдановой
Свидетелем первых десятилетий существования посёлка так же является здание бывшей элеваторской конторы, сохранившееся по сей день и стоящей неподалёку.