Проект железной дороги Колышлей-Башмаково

Документы ←

Со строительством железных дорог в Российской империи во второй половине XIX века город Чембар Пензенской губернии (ныне город Белинский Пензенской области) оказался вдали от всех главных торговых магистралей: 

«Ближайшая железнодорожная станция „Башмаково“ ... отстоит от Чембара приблизительно в 40 верстах (1 верста ≈ 1,06 км, прим. К.Э.); две другие станции с приемом грузов „Тамала“ и „Воейково“ (ныне станция „Белинская“ при городе Каменке Пензенской области, прим. К.Э.) находятся на расстоянии от Чембара одна в 45, а другая в 50 верстах; шоссейных дорог в Чембарском уезде совсем нет, а потому отправка и получение товаров, а также продуктов сельского хозяйства и животноводства по грунтовым дорогам в весеннее и осеннее время делаются совсем невозможными и совершенно прекращаются» 
из представления Чембарской Городской управы Пензенскому губернатору 
от 30 декабря 1902 года 

В ноябре 1902 года, на заседании Чембарского Уездного комитета, землевладельцем и тайным советником П.А. Мясоедовым, был подготовлен проект подъездного пути от станции «Колышлей» линии Таволжанка-Пенза Рязанско-Уральской железной дороги до станции «Башмаково» Сызрано-Вяземской дороги, проходившего через город Чембар.


Отрывок из пояснительной записки П.А. Мясоедова
Примечания: дер. Федотовка Липяговской волости находилась на границе нынешних Сердобского и Каменского районов Пензенской области, с. Голодяевка ныне с. Междуречье Каменского района Пензенской области, дер. Рыковщина ныне с. Среднеречье Белинского района Пензенской области.
Условная реконструкция проекта железной дороги «Колышлей-Башмаково» на основе пояснительной записки П.А. Мясоедова. За основу взята топологическая карта Пензенской области 1993 года.
После рассмотрения проекта дороги на заседании Чембарского Уездного комитета, инициативной группой было направлено представление Пензенскому губернатору, в котором были изложены причины для строительства в городе Чембаре железнодорожной станции. По всей видимости прошение было отклонено, так как до сегодняшнего времени железнодорожного сообщения в городе Белинском нет.