Станция Колышлей, часть 2. Военное время

часть 1 • часть 2  часть 3 
Колышлейский вокзал в 1970-е годы.
Снимок Светланы Грачевой, опубликованный в сообществе «Интересный Колышлей».



Первая мировая война

С началом Большой войны летом 1914 года, станция Колышлей становится местом временного размещения призывников.

«Фактором радикализации массовых настроений в местах скопления запасных можно рассматривать и неразбериху с определением даты начала мобилизационных мероприятий. Так, в Пензенской губернии запасные нижние чины Липяговской волости были отправлены на станцию Колышлей Рязано-Уральской железной дороги 17 июля.
Администрация же последней, имея предписание о начале мобилизации 18 июля, в посадке им отказала, вследствие чего запасные остались без довольствия. И только случайное стечение обстоятельств предотвратило угрозу погрома: в это время на станции находился член Пензенской губернской земской управы В. В. Вырубов, который из собственных средств выдал на питание нижним чинам 55 рублей („по расчету 25 копеек на каждого запасного“)»
В.В. Кондрашин
Пензенская губерния в годы Первой Мировой войны. 1914 – март 1918. Кн. 1


«13 сентября урядник узнал, что на ст. Колышлей следующие по железной дороге запасные собираются разгромить закрытую казенку. Урядник въехал в толпу и уговаривал разойтись. У него требовали открыть лавку, после отказа пытались стащить с лошади, кидали камни. Урядник выстрелил вверх и выехал из толпы, за ним гнались. У шести местных торговцев растащили хлеб, яблоки и т.п. Поезд стоял 35 минут; запасные принадлежали к мастеровым рижских фабрик — в основном поляки, евреи и малоросы. Именно поляки и евреи были замечены в буйстве. Сердобский исправник предложил приставам доносить о подобных происшествиях немедленно, в тот же день, с нарочным.»
Посадский А.В.
Крестьянство во всеобщей мобилизации армии и флота 1914 года: на материалах Саратовской губернии, 2002 г.

Привокзальная площадь станции Колышлей успела застать как красноармейцев, так и солдат Российской империи. Январь 2009 года



Великая Отечественная война

В течении осени 1942 года на станции Колышлей формируется и проводит учения 266-я мотострелковая дивизия:

«К середине сентября дивизия была почти полностью укомплектована личным составом и передислоцирована в район станции Колышлей Пензенской области. Разместившись в лесах и балках, части дивизии продолжали боевую подготовку, дополучали оружие и военную технику. В октябре были проведены ротные, батальонные и полковые двусторонние тактические учения, на которых войска учились наступать и обороняться во взаимодействии с танками и артиллерией.
Напряженный месяц завершился дивизионным тактическим учением. 31 октября 1942 года генерал Л. В. Ветошников получил сообщение, что распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования 266-я стрелковая дивизия включена в состав 1-й гвардейской армии и в течение недели должна подготовиться к отправке на фронт. 7 ноября 1942 года в частях дивизии прошли митинги, на которых был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего. Прямо с митинга колонны пошли на погрузку: дивизия отправлялась на фронт.»
К. Науменко «266-я Артемовско-Берлинская», 1987 г.

На временное проживание в поселок привозят беженцев из прифронтовых территорий:

«Помню, нас подобрали наши солдаты, а потом посадили в товарный вагон, довезли до станции Колышлей Пензенской области. Папа и старший брат немного поработали там, а примерно через полгода папу призвали в армию и отправили на фронт (это был 1942 год). Как провожали? Почти никак. Собрали группу призванных в армию мужчин, посадили в грузовые машины и увезли. Жены, матери, сестры плакали. Некоторые бежали вслед за машиной, но она быстро увозила защитников Родины. Унылые, заплаканные, осиротевшие люди, не глядя друг на друга, возвращались назад.
Почти в каждой семье с нетерпением ждали с фронта письма-треугольники. Получали и мы письма от папы. Он писал, что смело воюют, верят в победу. В каждом письме обращался к маме: „Береги детей“. Еще через некоторое время, когда старшему брату исполнилось 17 лет, он тоже ушел на фронт. Маму, меня и младшего брата отправили в Кузбасс, подальше от линии фронта. Погрузили в товарные вагоны с нарами и повезли.»
Елена Соловейчик, бывшая беженка из Белоруссии
газета «Сибирская околица» № 17 от 6 мая 2015 г.


Второй путь

После окончания Второй мировой войны на железнодорожной ветке Ртищево-Пенза начинается строительство второго пути:

«В конце 1946 года ... вели второй железнодорожный путь через Колышлей»

В.И. Саенко, в своих воспоминаниях, пишет что монтаж дороги начался еще до начала войны, в 1939 году. Можно предположить, что обе даты верны и железнодорожники приступали к работам дважды, сделав вынужденный перерыв на время вооруженного конфликта.
Первый (справа) и второй (слева) железнодорожные пути на участке Ртищево-Пенза, возле платформы станции Колышлей. Лето 2008 года.

С увеличением пропускной способности участка, меняются требования и к подвижному составу: паровозы уступают место локомотивам на дизельной тяге. На вокзальной площади поселка строится новая водонапорная башня.

Статьи по теме:

часть 1 • часть 2  часть 3