Водонапорная башня 1896 года

Все улицы / Железнодорожная ←

Построена в 1896 году для заправки паровозов водой. Старейшее сооружение в поселке, сохранившееся до нашего времени, памятник инженерной архитектуры. 
Вокзальная площадь станции Колышлей, июнь 2012 года


Водонапорные башни выполняли важную роль в инфраструктуре железных дорог, их строили в огромных количествах. Соседний аналогичный объект находится всего лишь в двадцати километрах от Колышлея, на станции Саловка. Это связано с гигантским расходом воды в паровозах, например локомотив серии «Л», времен Второй мировой войны, потреблял 27 тонн воды за 100 километров пути.
 

Сооружение состояло из двух частей: кирпичного ствола и деревянного шатра, в котором закреплялся водяной бак. Башня не качала воду самостоятельно, а аккумулировала объем, поступающий из насосной станции в Сущевке. Бак находился на высоте, чтобы обеспечить давление, необходимое для прохождения воды по трубам от башни до гидроколонн, стоящих на железнодорожных путях.

Иллюстрации из книги «Модели железных дорог», издательство «Транспорт» 1989 год
Детали конструкции водонапорной башни: 1 — кирпичная кладка, 2 — сохранившаяся кафельная плитка, 3 — винтовая лестница, 4 — фрагменты труб в основании водяного бака
Кадры из видеоролика «Старая водонапорная башня. п.Колышлей», 2009 год
«В Колышлее вода для заправки паровозов была подведена около 120 лет назад, так написано у коммунальщиков. Трубы лежат на глубине 4-х метров и до сих пор по ним подходит вода к железнодорожным домам. Они лежат на деревянных чурбаках и стыкуются не сваркой, а фланцами»
Дмитрий Ребров, потомственный железнодорожник
Утраченная красота: на кадре слева — башня с целым деревянным шатром, на кадре справа — гидроколонна образца 1936 года, стоящая на первом пути Рязанско-Уральской железной дороги.
Из видеоролика «Станция Колышлей, 1996 год»

В послевоенные годы в Колышлее была построена более современная и вместительная водонапорная башня из белого кирпича, занявшая свое место неподалеку от предыдущей. После 1956 года в Советском Союзе начинается перевод железных дорог на более перспективные виды тяги — дизельную и электрическую. А на участке Пенза-Ртищево эра паровозов закончилась с его электрификацией в 1965 году. 
Старая и новая водонапорные башни станции Колышлей, апрель 2009 года
Башня в марте 2009 года. Снимок пользователя lipka2104
В своем оригинальном виде водонапорная башня простояла сто лет, до середины 1990-х годов. После этого были разрушены шатер и водяной бак, демонтирована гидроколонна. 

Использованная литература: 
- Пензенская энциклопедия
- Барковсков Б.В. «Модели железных дорог», Москва 1989 год; 
- Юрий Егоров «Архитектура железных дорог», видеолекция 2016 год; 
- История паровоза, Википедия