Станция Колышлей, часть 1. До революции

часть 1 часть 2  часть 3

Чтобы представить себе как выглядела станция Колышлей в первые годы своего существования, обратимся к известной фотографии С.М. Прокудина-Горского: 
С.М. Прокудин-Горский «Станция Симская», Южный Урал. Снимок 1909 года

Изображенный участок находится далеко от нашего поселка, на территории современной Челябинской области, но внешне они во многом похожи. Это связано с тем, что архитектурные объекты железных дорог строились по типовым проектам, которые выбирались в зависимости от класса, присваиваемого конкретной станции.

В январе 1892 года общество Рязанско-Уральской железной дороги получает разрешение на увеличение протяженности своих линий сразу по нескольким направлениям, одно из них — Таволжанка–Пенза. В 1893 году первый служебный поезд прибыл в город Сердобск, в 1894-м строители путей добрались Колышлея, а в декабре 1896 года ветка была запущена, вместе с торжественным открытием станции Пенза-III.

Подъездной путь и вокзал в поселке были построены чуть позже, в 1898-м, из-за досадного недоразумения:
Фрагмент стенограммы заседания Саратовского земского собрания от 20 декабря 1897 года
Здание вокзала представляло из себя деревянное одноэтажное строение с небольшим залом ожидания и буфетом. Располагалось на месте нынешней клумбы у вокзальной площади, со входом с восточной стороны и выходом к железнодорожным путям с западной. 
Колышлейский вокзал постройки 1898 года. Фрагмент передачи «Новейшее краеведение», пензенского телеканала «ТВ-Экспресс».

Самые ранние воспоминания о станции оставил писатель Владимир Короленко, навещавший родственников в деревне Дубравка Трескинской волости. В них он сетовал на отсутствие всякого освещения: 
«Приехав в Колышлей, я надел длинные сапоги и дождевой плащ. Дождь, впрочем, только покрапывал, но было темно, хоть глаз выколи. Едва было видно лошадей, и уж дорогу лошади угадывали сами.» 
В. Короленко - Избранные письма в трех томах. Том I: Путешествия (18871903 гг.)

Однако, уже в 1911 году исследователь Николай Быстров, проезжая через Сердобский уезд, записал следующее: 
«На „Колышлее“ нам надо было садиться на лошадей.
Станция, по обыкновению российскому, в поле, но положение её среди хлебного района и вдали от торговых центров сделали свое дело. Около вокзала вырос целый поселок с крупной хлебной торговлей.»

Н.Ф. Быстров - Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии, 1911 год
Фрагмент передачи «Новейшее краеведение», пензенского телеканала «ТВ-Экспресс».
Писатель Владимир Ладыженский, запечатлев Колышлей в своих рассказах за 1912 год, упоминает о постоялом дворе, стоявшем «у самых рельсов», а так же о торговле пшеницей, «махоркой и соленой рыбой». Второй факт интересен тем, что впоследствии, на месте нынешнего современного вокзала, долгое время будет существовать небольшой пристанционный базар. Рекомендую почитать эти отрывки, в них хорошо переданы атмосфера и быт поселка в начале XX века.

Косвенно о буфете и постоялом дворе (гостевом доме) на станции упоминается в статье о поездке «Потловской потешной дружины» в Санкт-Петербург в 1911 году : 
«...вечером „Потловская потешная дружина“ в количестве 27-ми человек отправилась на станцию „Колышлей“ Рязанско-Уральской железной дороги, где и переночевала ...
Закусив на станции и отдохнув немного, двинулись в путь...»
 

Начальники станции Колышлей до 1917 года:
Попов А.А. — 1901 год 
Папков Б.П. — 1904 год
Рыбаковский А.И. — до 1913 года

Другие страницы по этой теме:
Хорьков — владелец буфета на станции Колышлей в 1914 году 
Запущена новая пара поездов от Ртищево до Колышлея — статья 1912 года 
Курьезный случай на станции Колышлей — первые годы существования поселка 

Старинные железнодорожные фонари станции Колышлей на экспозиции в краеведческом музее. Фотография сообщества «Сурский круг»
Использованные источники, не указанные в тексте: 
- Рязанско-Уральская железная дорога. Википедия
- Сердобск. Прошлое и настоящее.


часть 1 • часть 2  часть 3