Владимир Ладыженский. Рассказы

Вся литература ←

Согласно библиографическому очерку (pdf. 0,3 Мб) Нины Забродиной, в творчестве писателя имеются три рассказа, в которых упоминается станция Колышлей: «Зарево», «Лена» и «С рабочим поездом», все они вышли в сборнике 1912 года и с тех пор не переиздавались. При нахождении указанных произведений, отрывки из них будут появляться на этой странице
Раннее утро на станции Колышлей. Ожидание прибытия электропоезда Ртищево-Пенза. Август 2014 года

Зарево
(отрывок, 1911 год)

На маленькой станции толпился народ, пахло махоркой и соленой рыбой, которой вместе с водкой торговал армянин-буфетчик. Поезд ушел дальше и долго гремел в степи колесами и цепями и словно подмигивал своими все уменьшавшимися, залитыми кровью глазами. Маленькая платформа станции быстро пустела. Ушли местные девицы, от скуки встречающие всякие поезда и ходящие почему-то по парам, да стрелочники. Какая-то особенная жуткая станционная скука окутывала маленькую станцию и победно надвигалась на нее вместе с ночью. Надо было ехать домой. 

С рабочим поездом 
(отрывок)

 Я долго не мог заснуть с вечера. За досчатой перегородкой номера постоялого двора, стоявшего у самых рельсов степной станции, вздыхали и переговаривались. Колонист-немец продавал пшеницу и время от времени повторял ровным безучастным голосом: 

— Прибавляйт две копейки.*


В ответ раздавался сокрушенный вздох, и кто-то говорил низким, гудящим голосом: 


— Не могу, Иосиф Адамович. Сказано, не могу. 


Наступила пауза. В досчатой перегородке номера, где-то совсем близко, казалось под самым ухом, кричал назойливый сверчок. Вечер погасал, быстро переходя в ночь. Сумерки, сгущаясь каждую минуту всё больше и больше, словно падали откуда-то сверху, застилали безмолвную, безграничную степь кругом и стирали силуэты товарных вагонов на линиях станции. Кажется, нет ничего скучнее ожидания поезда. Никогда так мучительно не чувствуется одиночество и время не ползет с такой удивительной ленью. 


Скоро ночь победила совсем. На станции замелькали далекие огоньки фонарей и, точно радуясь её пробуждению, в невидимой степи вдруг начали перекликаться перепела. Я дождался, когда, сверкая своими огненными глазами, шипя и гремя, промчался мимо курьерский поезд, и, когда исчезали вдали красные точки его хвоста, прилег на постель. Как долго тянется, однако, душная и бессонная летняя ночь. Рабочий поезд, с которым мне придется проехать сотню верст, пойдет только еще на рассвете. 


... Еще до солнца, я шел, пожимаясь плечами от утренней свежести, отыскивая свой поезд. Идти было далеко. Линии товарных вагонов казались бесконечными, и между них в этот час было темно и мрачно.


* орфография намеренно искажена автором (прим. КЭ)