«Дело это не сезонное» Трудовая честь 1963 г.

Пресса / Трудовая честь ←

В нынешнем году кирпичный завод промкомбината должен выпустить по плану 5,5 миллиона штук сырца и 4,5 миллиона штук кирпича-обжига. Это значительно превышает производственное задание прошлых лет. Декаду назад завод открыл сезон. 

Начальник завода Михаил Тимофеевич Гончар рассказывает о буднях завода. 

Хорошо работают люлечный конвейер и другие механизмы. И всё-таки лицо начальника завода не выражает особого восторга. Рассказывает т.Гончар о первых успехах скупо, сдержанно. 

Да, причин к радостному настроению пока нет. Дело в том, что на заводе ощущается нехватка рабочей силы. В обеих сменах сейчас занято всего около 40 человек. А для того, чтобы предприятие работало в полную мощь, нужно втрое больше рабочих.

Сейчас необходимо приступать к обжигу кирпича. В сушильных сараяхлежит более двухсот тысяч штук готового сырца. Но кольцевая печь бездействует. Некому работать. Если будет сформовано ещё двести тысяч штук сырца, то дальше хранить и сушить его будет негде: все сараи заполнены до отказа. 

И так случается каждый сезон. Как же выходит из такого положения администрация комбината? Очень просто. Либо снимает часть людей из пуговичного цеха, либо использует сезонных рабочих по договорам из хозяйств. Например, в прошлом году на кирпичном заводе были рабочие из совхозов «Пограничный», «Потловский», «Пятилетка» и имени Октябрьской революции. Каждому рабочему за день (независимо от того, работает человек или нет) начисляли гарантийные три рубля с полтиной.

А работали эти люди по-разному. Если и случалось, что мастер делал замечание, рабочие сразу же находили ответ: 
— Мы — люди сезонные. 
— Мы — временные. Нам бы только день прошёл… 

Вот так и работали. Разумеется, ни о какой высокой производительности, ни о хорошем качестве и речи здесь быть не может. В самом деле, что с временщиков спросить? 

Наконец, администрация прибегает к последнему способу — ведёт наём рабочей силы на стороне. Дирекция бросает спасательный круг в соседние районы. Как только на кирпичном заводе начинается сезон, снаряжаются специальные представители и, как прасолы, едут в татарские сёла. 

С помощью посулов и многообещающих заработков они приглашают людей на кирпичное производжство. Иногда это удаётся. Коллектив кирпичного завода пополняется людьми. Но нынешней весной и этот конёк подводит. Десятник по строительству И.Елизаров усмехается: 
— Ездил я недавно за татарами. А у них «Ураза». Никак не дозовёшься. Вот ещё один праздник пройдёт, говорят, тогда мы и приедем… 

Радужная надежда. Не правда ли? Сиди и дожидайся, когда пройдут  все праздники, кто-то выручит и сделает одолжение. А где же свои рабочие? Начальник завода пожимает плечами. 
— Кого ж тут удержишь, если производство сезонное? 

Это так. Но почему нельзя сделать предприятие постоянно действующим? Вот уже ряд лет ведётся разговор о тоннельной сушилке, которая позволит заводу перейти на круглогодовую работу. Даже уже построена эта сушилка. Но всё остановилось из-за того, что нет котельной установки и ещё кое-чего из оборудования. Чуть ли не каждый день на кирпичном заводе бывают и директор и технорук, приезжают сюда даже представители из области. В строительство сушилки вложеныгромадные средства и затрачен большой человеческий трудю А толку нет. А значит, нет и основания утверждать, что высокие обязательстваработников кирпичного завода будут выполнены. 


В. Суровегин
Номер от 16 мая 1963 года