М.С. Полубояров - Драгунские горы, 2000

Вся литература ←

Глава XX. Свет и тени (отрывок)

22 ноября 1894 г. закончено строительство и начато регулярное движение по железнодорожной линии Аткарск–Петровск, 6 ноября 1896 г. пошли поезда на участке Пенза–Сердобск. Усиление контактов с внешним миром в не меньшей степени, чем школьное образование, способствовало расширению представлений о нем. Крестьяне и крестьянки стали чаще бывать в городах, посещая рынки, ездили к родственникам. А ведь до этого многие за всю жизнь не бывали даже в соседнем селе. Поначалу крестьяне с трудом принимали суть и правила движения поездов. 

Как-то старик Фирс Патенцев приехал с попутной подводой на станцию Колышлей и взял билет до Пензы. Подошёл паровоз. Дед внес в вагон мешок и вышел покалякать со знакомыми о ценах на хлеб и прочих важных вещах. Думал, его персонально пригласят на посадку, как обычно поступали земские кучера. Ударил станционный колокол, дед перекрестился по привычке, как под колокольный звон, и продолжал калякать. Вдруг поезд дернулся и пошёл накручивать колесами. Фирс остолбенел. Почему так — его, одного из самых почтенных сердобинских старцев, не кликнули, обошлись, как с последним сопляком! Бежать за машиной, прыгать на ходу на подножку Фирс посчитал несолидным. Он грозил пальцем вслед уходящему поезду и кричал: «Чёртов извозчик! Я же тебя нанял, главная штука – деньги заплатил! Мешок увёз, а в мешке кочедык, Сидор Прокофьич сделал. Увёз, чертов извозчик.»


Саратов. Издательство Саратовской академии права, 2000